Какие стратегии нам нужны и что такое стратегии развития?

Понятие стратегии существует очень давно и пришло в бизнес из сферы военного искусства. На подробное изучение этого процесса и исторические изыскания мы в данном курсе время тратить не будем, такой информации в сети достаточно много. Более интересен процесс проникновения стратегии в управление, если вам это интересно, то почитайте неплохую и короткую статью А.С. Ларионовой  «История и инструментарий стратегического планирования в России«.

А мы сразу перейдем к конкретике и проследим, какие изменения понятие стратегия претерпело с тех пор, как оно стало применяться в бизнес среде.

Эволюция стратегического управления

Разнообразие представлений о стратегии и различные траектории их развития, вызванные разными потребностями и разным фокусом внимания, как в научной, так и в бизнес среде, привело к появлению нескольких школ стратегического управления.

Подробно о том, как развивалось понятие стратегии и стратегическое управление, эволюция этих знаний и научных школ, их фундаментальные основы и предпосылки их появления, рассказывается в нашем курсе «Стратегическая теория фирмы и конкурентоспособность бизнеса«. Это фундаментальный курс, который необходим, если вы собираетесь стать профессионалом в области стратегического управления. И, например, вы планируете занимать должности директора по стратегии, генерального директора или эксперта по стратегическому управлению в консультационной компании.

В данном уроке мы сконцентрируемся на современном этапе развития понятия «стратегия».

Пространство представлений о стратегии

Количество определений стратегий по данным некоторых исследователей более двухсот, знать все из них нет особого смысла. Мы разберем лишь некоторые и попытаемся проанализировать их общие черты. Но прежде давайте изучим, как можно структурировать пространство представлений о стратегии. На данном этапе возникает большинство противоречий, когда менеджмент начинает обсуждать стратегию внутри компании.

Можно говорить не просто о разных представлениях стратегии, а о пространстве таких представлений – существует целый массив подходов к определению понятия стратегии. Посмотрите внимательно на признаки разных подходов и определите, к какому подходу относятся ваши представления о стратегии. Напишите их в комментариях к этому уроку.

Определения стратегий

Теперь давайте рассмотрим несколько определений:

  1. Набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности (Ansoff, 1989).
  2. Способ достижения целей производственной системы (Градов, 1995).
  3. Долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы деятельности организации, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к целям (Виханский, 1995).
  4. Конкретизация пути развития исходя из динамики внешней среды посредством формулирования долгосрочных целей, поиска ресурсов для их достижения и планирования конкретных действий на перспективу (Евенко, 1996).
  5. Образ действий, обуславливающий вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения производственно-коммерческой организации на достаточно продолжительном историческом интервале. Такой образ действий складывается в рамках определенной системы принципов, правил и приоритетов, обуславливающих обстоятельства места (где), времени (когда), причины (почему), способа (как) и цели (для чего) действий (Ефремов, 1998).
  6. План управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей (Thompson, Strickland, 1998) >>> комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей (2003).
  7. Качественная последовательность действий и состояний, которые используются для достижения целей предприятия (Тренев, 2000).
  8. Видение руководством будущего развития социально-экономической системы с принципиальным пониманием того, за счет чего это будущее будет достигнуто (Катькало, 2005).
  9. Логически обоснованное и сбалансированное во времени и ресурсам описание целевого состояния организации и совокупности способов его достижения с указанием состава, последовательности действий и необходимых для их реализации материальных и нематериальных ресурсов (Рыцев, 2014).
  10. Стратегия — это наилучший способ производства действий для достижения своих целей на основе текущих знаний (Рон Янг).
  11. Стратегия — это творческое решение моделирования будущего. Это идентификация, описание и структурирование возможностей.
  12. Стратегия — это регулярная и циклическая работа с неопределенностью и активами.

Как вы видите, некоторые авторы определений понимают по стратегией результат работы, а некоторые процесс. Попробуйте выяснить, к какому из подходов относится то или иное определение?

Динамические стратегии, что это такое?

Подробно все эти и многие другие определения, их достоинства и недостатки, мы будем разбирать на курсе «Стратегическое управление (стратегический менеджмент) для бизнеса и госструктур«. А в этом уроке вам необходимо понять одну важную вещь.

Нет стратегии, «отлитой в камне». Новые условия, новые изменения, динамика нашей жизни придают стратегиям новые качества, они должны постоянно меняться и развиваться.

Существуют сотни дисциплин, подходов, навыков и инструментов стратегического управления, которые необходимо применять при управлении компанией. Но как бы идеально вы их не выполняли, это ничего не будет значить, если не делать некоторые ключевые вещи правильно.

Дело в том, что традиционные подходы к стратегическому управлению, долгосрочному планированию, основанные на статических предположениях и однозначных зависимостях уже не работают. На сцену выходят, так называемые, динамические стратегии, которые обладают одним важным свойством — способностью быстро меняться. Это придает дополнительные требования к содержанию стратегий и к процессу их создания.

Поэтому никогда еще не было так сложно и в то же время интересно реализовывать стратегии, на любых уровнях, в любых социальных и бизнес системах. Все они входят в зону повышенной турбулентности.

Мы должны быть готовы к этим новым изменениям. Только владея продвинутыми технологиями управления мы сможем продвинуться вперед сами и продвинуть вперед свою компанию и свою страну. Время работы по старинке уже прошло, те, кто работают по старинке остаются на свалке истории. Если повезет. История помнит не всех…

PS. Напишите, пожалуйста, в комментариях ниже, насколько тема урока раскрыта и чем вам хотелось бы дополнить этот урок. Мы постоянно улучшаем содержание курса, поэтому будем рады дополнить урок необходимой информацией.

Вопросы и комментарии